I. Совет как поэтический жанр Серебряного века  

I. Совет как поэтический жанр Серебряного века

Одной их заслуг символизма было то, что он сформировал высокую культуру стиха и научил поэтов пользоваться не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с уверенностью использовать старые, классические, формы поэзии. Среди часто встречающегося в поэзии Серебряного века классического поэтического жанра можно назвать сонет.

Что это за жанр и как он возник? Его возникновение описал в ХVII веке французский поэт и теоретик Никола Буало, считающий, что своим рождением этот жанр обязан богу солнца Аполлону. «В тот день, когда он был на стихотворцев зол, законы строгие сонета изобрел. Вначале, молвил он, должны быть два катрена; двумя терцетами кончается сонет. Он указал размер и сосчитал все слоги, в нем повторять слова поэтам запретил и бледный вялый стих сурово осудил».

II. История сонета. Выступление учащегося

Родиной сонета считается Италия. Именно там в 1292 году вышла первая книга сонетов «Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери — великий западноевропейский поэт эпохи Средневековья. Эта книга представляла собой лирическую исповедь поэта, состоящую из двадцати шести сонетов, которые он посвятил своей любимой — Беатриче.

Первым человеком новой эпохи — Возрождения, принято считать Франческо Петрарку. Именно он довел жанр сонета до совершенства. Его поэтической исповедью стала знаменитая «Книга песен», работу над которой Петрарка завершил в 1372 году. Этот сборник включал в себя 336 стихотворений, из которых 317 — сонеты. Все сонеты в сборнике бы и посвящены прекрасной Лауре.

Из этого небольшого предисловия становится ясно, что на заре своего возникновения сонет служил для выражения чувства влюбленного, содержал размышления по поводу его переживаний.

Что собой представляет сонет как жанр и в чем его особенности?

Сонет является первой со времен античности формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая сонет, человек оставался наедине с поэтическим словом. Сонет и возник как жанр самопознания.

Сонет — это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейских литератур.

Сонет окончательно сложился в Европе только в ХVI веке. Именно в это время интерес к этому жанру был велик в Испании, во Франции и в Англии. Позднее стали выделять три основных типа европейского сонета — итальянский, французский и английский.

Много нового в содержание сонета внес Уильям Шекспир — великий английский поэт и драматург. Он расширил круг основных тем жанра и размышлял в своих сонетах о времени и об изменчивости мира. Особое внимание уделял поэт традиционной теме сонета — теме любви. Именно в этом чувстве Шекспир видел единственную добрую силу, с которой связано благородство души и все светлое, что происходит в этом мире.

Теперь необходимо вспомнить историю русского сонета, которая насчитывает уже два с половиной столетия. Основное внимание уделили сонету поэты Золотого и Серебряного веков русской поэзии.

В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются А. С. Пушкин и поэты его окружения. Пушкинская традиция написания сонета чувствуется у многих поэтов ХIХ века. Методы написания его знаменитых сонетов «Мадонна», «Поэту», «Сонет» нашли свое продолжение и в ХХ столетии, в произведениях поэтов Серебряного века.

III. Слово учителя

Благодаря рассказу об истории сонета становится ясно, какие глубокие корни имеет этот поэтический жанр. Существуя со времен Средневековья и до наших дней, сонет, безусловно, накопил определенные признаки, отличающие его от других жанров. Ведь любой жанр представляет собой устойчивую форму, в которой заключены чувства и мысли автора. Эта форма помогает придать эмоциям пишущего определенную направленность, последующее развитие и завершение.

На примере истории сонета видно, какое длительное развитие претерпевают жанры, как долго отбираются основные темы и принципы их раскрытия. Многие поколения трудятся над тем или иным жанром, будь то поэзия или проза, и каждое поколение вносит что-то свое, что-то новое и близкое для его времени. Так происходило со многими жанрами литературы и искусства, когда на протяжении длительного периода их развития в результате коллективного творчества многих поколений образовались своеобразные формы, по которым можно узнать тот или иной жанр. Но нередко границы, содержание и характер литературного жанра становятся нечеткими: он соединяется с другими жанрами, имеет другое содержание. В результате, возможности использования жанра становятся шире. Такой жанр называют «пластичным». «Пластичные» жанры на протяжении своего развития (а живут они очень долго) постоянно меняются, то теряя свои классические признаки, то опять возвращаясь к своим истокам. К таким жанрам и относится изучаемый нами сонет.

Почему жанр сонета на протяжении столетий не утратил, а только приумножил своеобразие и красоту? Какие формы сонета использовали поэты разных поколений? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.

Сонет всегда считался самой строгой поэтической формой, что является одним из главных признаков этого жанра. Не случайно его называют «твердой формой» и определяют как стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, образующих два четверостишия — катрена и два трехстишия — терцета. Но устойчивые признаки сонета, определяющие основу этого жанра, и по которым можно безошибочно узнать сонет, нельзя связывать только с определенной комбинацией катренов и терцетов (тем более на протяжении времени эта комбинация нередко менялась).

Итак, жанр включает в себя немало устойчивых признаков, которые нередко называют «памятью жанра» (М. Бахтин). К одному из устойчивых признаков сонета относится определенный круг тем — тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие от других жанров, где также встречаются эти темы, в сонете они показываются возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом. Примером такого сонета можно считать сонет А. С. Пушкина «Мадонна».

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, среды медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

В этом произведении поэтический труд одухотворен искусством и святыми образами Мадонны и Спасителя, взоры которых обращены на поэта, и этот труд законом переходит в высокое и чистое чувство любви.

В связи с тем, что сонет считается жанром «пластичным», круг его тем не строго ограничен, кроме тем любви и поэзии, этот жанр нередко включает в себя и другие эмоциональные переживания. Поэтому сонет легко приспосабливается к разным литературным направлениям и к стилям разных поэтов.

Следующим признаком, характерным для любого жанра, является использование в процессе работы над ним типичных выразительных средств. Говоря непосредственно о сонете, необходимо отметить разнообразие используемых в нем выразительных средств. К ним можно отнести: сложный и гибкий ритмический строй фразы; разные интонации — от повествовательных до восклицательных; частые риторические вопросы и обращения; всевозможные сравнения и уподобления; черты посланий; ритмичные черты слов.

Характерную сущность сонета определяет еще один его жанровый признак — динамика лейтмотива. Лейтмотив любого лирического жанра представляет собой особое «русло», которое вмещает все эмоциональные и смысловые переживания автора. Поговорим более подробно о динамике лейтмотива на примере еще одного сонета А. С. Пушкина «Поэту».

Поэту

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Основным лейтмотивом этого поэтического произведения является лейтмотив поэта и толпы. В его развитии можно выделить три основных этапа: развернутая экспозиция, энергичное развитие главной эмоции и быстрое замедление, неожиданная развязка. (Ученики сами работают с текстом и находят в нем подтверждение трех основных этапов развития лейтмотива. Развитие лейтмотива в пушкинском сонете можно изобразить графически.)

Пушкин в сонете «Поэту» придерживается канонов жанра и передает характерную динамику лейтмотива, но в то же время вносит нечто новое в этот жанр. Это новое заключается в «развязке» сонета, содержащей особый подтекст, иронию. Это несвойственное сонету эмоциональное явление перестраивает и снижает возвышенный строй стиха.

Неожиданное снижение возвышенного настроя присутствует в уже упомянутом нами сонете «Мадонна». Говоря о божественной Мадонне на картине, Пушкин намекает на возлюбленную лирического героя, на конкретную женщину.

Особая тема — тема исторического «обзора» жанра сонета у своих предшественников и современников, стала главной темой Пушкина в еще одном поэтическом произведении этого жанра, которое так и называется — «Сонет».

Сонет

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жанр любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:

Вордсворд его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

Перед читателем проносится вся история сонета, его основатели и продолжатели. Пушкин вспоминает и «сурового Данта», и Петрарку, и ищет о тех поэтах, которые пользовались и пользуются этим жанром в своем творчестве. Говоря о каждом из них, Пушкин упоминает о тех темах и эмоциях, которые были главными в их сонетах. Это и любовь — у Петрарки, и скорбная мысль — у Камоэнса, и идеал природы — у Вордсворда, и мечты — у «певца Литвы» Мицкевича. В «Сонете» Пушкин наглядно показал, как широк круг тем у этого поэтического жанра.

Заслуга Пушкина — создателя сонетов, состоит в том, что та новизна, которую он привил классическому сонету, заключается в своеобразных иронии и сарказме, снижающих возвышенный эмоциональный строй этого поэтического жанра. Но, внося в жанр новое, поэт сохранил и активизировал основные признаки сонета и создал примеры русского сонета — любовного («Мадонна»), философско-исторического («Поэту») и оригинального «сонета в сонете», который явился своеобразной формой осмысления жанра («Сонет»). Возможность вносить новшества в жанр сонета были возможны благодаря его «пластичности» и способности взаимодействовать с другими поэтическими жанрами, раздвигая привычные границы.

Преемниками Пушкина в процессе преобразования сонета явились поэты-модернисты, которые нашли в этом жанре полезный и нужный материал для своего творчества и своеобразных экспериментов.

В заключение нужно сказать еще об одном устойчивом признаке сонета — принципе воздействия на читателя. Его смысл — в «обмане» ожиданий, в особой игре, которая лежит в основе этого воздействия. Она заключается в том, что читатель, как правило, знакомясь с поэтическим произведением, настраивается на растянутое и спокойное развитие эмоций и мыслей, но вдруг этот поток чувств и размышлений прерывается, и читатель вынужден настраиваться на другое развитие событий. Получается особая игра автора с читательскими ожиданиями. Эта своеобразная игра, свойственная сонету, очень привлекала поэтов-модернистов, о творчестве которых мы поговорим позднее.

IV. Итоги (Подведение итогов «Что мы узнали о сонете?». Выделить устойчивые признаки этого жанра.)

Схема ответа:

1. Основные темы, используемые в сонете.

2. Выразительные средства, свойственные этому жанру.

3. Особенности динамики лейтмотива.

4. Воздействие сонета на читателя.


8004208760041458.html
8004221474660347.html

8004208760041458.html
8004221474660347.html
    PR.RU™